Композитор Аркадий Хоралов: Незадолго до своей кончины Иосиф Кобзон записал мои песни гражданской тематики
Хоралов: В бушующем Средиземном море, ночью, ко мне неожиданно пришло озарение
На прошлой неделе корреспондент «Аргументов недели» встретился с Аркадием Дмитриевичем Хораловым — легендарным советским и российским композитором, певцом и музыкантом, чье творчество стало неотъемлемой частью отечественной эстрады 1980-90-х годов, автором множества хитов, среди которых всенародно любимые песни «Бесконечность», «Новогодние игрушки», «Заброшенный лес», «Давай попробуем вернуть» и многие другие. Его проникновенные мелодии и искренние тексты находят отклик в сердцах слушателей уже несколько десятилетий. Поэтому их брали в свой репертуар ведущие исполнители: И. Кобзон, Л. Лещенко, Л. Долина, С. Михайлов, В. Ободзинский. Т. Гвердцители и многие другие. А классическое песнопение «Спаси нас, Господи» исполнила великая оперная дива И.К. Архипова.
Во время встречи поговорили о его творческом пути, вдохновении, знаковых моментах карьеры и, конечно же, о музыке, которая продолжает звучать и радовать поклонников. Артист, по-прежнему, полон творческих планов и с удовольствием поделился воспоминаниями о золотой эпохе советской эстрады.
— Аркадий Дмитриевич, скажите, пожалуйста, как началась Ваша музыкальная карьера?
Я не скажу, что она неожиданно началась. Дело в том, что я в шесть лет поступил в музыкальную школу в Мелитополе. Родители чувствовали, что мне это необходимо. Я уже тогда довольно неплохо пел и меня даже называли Робертино Лоретти. С тех пор музыка и вошла в мою жизнь. Хотя я много чем увлекался. Спорт был частью моей жизни. Я даже входил в молодежную сборную города по футболу, занимался легкой атлетикой, у меня были хорошие результаты. Такая была активная жизнь, но времени хватало на все. Все же музыка параллельно была всегда.
Уже в восьмом классе я организовал ансамбль. Звук нам ставил учитель физики, он помогал и поддерживал нас. Мы старались играть хорошую советскую и зарубежную музыку.
— Композиции собственного сочинения уже звучали?
Нет. Своя музыка только начиналась. Я ещё стеснялся.
— После школы перед каждым человеком открываются разные жизненные дороги. Кто Вам помог определиться с выбором своего пути?
После школы думали всей семьей, куда поступать. Родители хотели, чтобы я остался в Мелитополе. В городе было несколько высших и средних учебных заведений, среди них и музыкальное училище, оно и сейчас есть. Решили, что я поступлю в институт МИМСХ, где был в полном составе студенческий эстрадный оркестр- 5 саксофонов, 4 тромбона, 5 труб, контрабас, пианино, двое барабанщиков. Талантливых студентов, желающих попасть в состав музыкантов, отбирал наш руководитель Александр Иванович Чигрин.
Этот оркестр был известен на весь Советский Союз, мы даже выступали в Киеве, на ВДНХ в Москве, и по студенческому культурному обмену были во Франции, Германии.
— Когда Вы стали студентом, как проходила Ваша студенческая жизнь? Ведь совмещать творчество и учебу сложно?
Действительно, было сложно. Репетиции и концерты отнимали много времени. Но мы и учиться очень старались, хотя и преподаватели делали нам какие-то скидки.
В общем, вся жизнь после отрочества прошла больше с музыкой. Приезжал к нам в Мелитополь с концертами Государственный джаз-оркестр Армении, под управлением народного артиста Константина Орбеляна. Он был великий дирижер и музыкант. А я пацаном еще, когда они уезжали, собирал плакаты любимых певцов. Позже мне повезло стать солистом этого оркестра и выступать на одной сцене со своими кумирами.
— Как складывалась творческая жизнь после института?
Через полгода после окончания института, меня пригласили в ансамбль Костромской филармонии «Поют гитары». А, через полтора года, у нас была гастрольная поездка в Западную Украину и Молдавию. В Черновцах, после концерта, ко мне подошел худ. руководитель филармонии П. А. Фалик, и предложил работать вокалистом в ансамбле «Червона Рута», которая уже быстро набирала популярность во всем СССР, благодаря молодой и очень талантливой певице Софии Ротару. Блестящее исполнение песен «Червона Рута», «Алексей, Алешенька, сынок», «Яблони в цвету» вознесли ее на верхние строчки хит-парадов.
— Тяжело было покидать свою группу?
Я, в ВИА «Поют гитары», был одним из лидеров, и не мог просто так бросить группу и уехать. Посоветовался с ребятами, все решили, что это шанс и отпустили с Богом. Конечно же, время работы рядом с певицей высокого класса, приносило и опыт, и огромное удовлетворение. С Софией Михайловной были и остались очень хорошие отношения. Но потом, все же затосковал по джаз-оркестру Армении.
— И решили покинуть ансамбль «Червона Рута»?
Да, я уехал в Ереван на свой страх и риск. Оркестр был на каникулах, после зарубежной поездки. Константин Орбелян послушал мои две песни, исполненные у рояля, и сказал: «Достаточно, ты принят, делаем тебе программу во второе отделение». Я был счастлив!
— Как вы попадаете в ансамбль «Самоцветы»?
У меня был друг, музыкальный руководитель ансамбля «Самоцветы». В Ростове, на стадионе, был большой сборный концерт, где мы познакомились и подружились. Он и пригласил меня, так как освобождалось место вокалиста — Саша Барыкин уходил в «Веселые ребята». Я с сожалением покинул оркестр, хотя меня не хотели отпускать. Но впереди был большой соблазн — супергруппа «Самоцветы» и Москва! Меня прослушивали в Москонцерте. Как обычно, присел за рояль — исполнил две песни, и был принят. Руководитель «Самоцветов», Юрий Федорович Маликов ко мне очень хорошо относился. С этим ансамблем я и записал первую сольную песню на фирме грамзаписи «Мелодия». Это был «Горький мёд» композитора Олега Иванова. Но все же, на первом своем выступлении я исполнил свою песню «Давай попробуем вернуть». Семь тысяч публики во Дворце спорта в Киеве заставили исполнить ее три раза! Ю.Ф. Маликов и все артисты ансамбля были очень довольны.
В «Самоцветах» я проработал 4 года с небольшим, воспоминания об этом периоде жизни самые прекрасные.
Еще работая в ансамбле «Самоцветы» я получил приглашение от директора Тульской филармонии И.А. Михайловского и худ. руководителя группы «Красные маки» на роль солиста-вокалиста в этом ансамбле. Здесь, в музыкальном стиле, наблюдались новые веяния, которые пришлись мне по душе. В последующие годы, работая в этом ансамбле, я обрел много новых друзей: В. Добрынина, Я. Йоалу и др. Мои песни стали выходить на дисках-гигантах. К этому времени у меня появился большой багаж новых песен и пришла пора заняться сольной карьерой. Эти песни я показал поэту Андрею Дементьеву, с которым с 1975 года у нас продолжалась дружба и творческий союз. Прослушанные песни понравились знаменитому поэту и, сделав некоторые правки в стихах, Андрей Дмитриевич предложил помощь в записи нашего авторского альбома «Бесконечность» на фирме «Мелодия». Это был 1985 год. Успех был грандиозный! Без поддержки ТВ и радио к 1990 году было продано около 4,5 млн. экземпляров. Творческий союз и успешные выпуски нашей музыкальной продукции успешно продолжались.
— Что вдохновляло Вас на создание самых известных композиций?
Это, конечно же, настроение, творческий порыв, момент истины. И, необходимое в такой момент, уединение. Еще очень поддерживала, судя по количеству проданных экземпляров, народная любовь к моему творчеству. Да и сегодня, на моем официальном канале в Ютубе «Давай попробуем вернуть» собрала более 19 миллионов просмотров, а «Новогодние игрушки» в интернете — около 40 миллионов просмотров. Ее, вообще считают, второй по популярности после «В лесу родилась елочка». Эту песню я написал в Крымской обсерватории, куда меня пригласили музыканты Вали Легкоступовой. Я, потрясенный, смотрел в телескоп и пытался найти ответ — есть ли конец всему этому? Я всегда увлекался Вселенной, очень люблю море. Именно, в бушующем Средиземном море, ночью, ко мне неожиданно пришло озарение. Я впервые написал классическое произведение, песнопение «Спаси нас, Господи»
— Как изменилась эстрада за годы Вашей творческой жизни?
Я не Достоевский, и не хочу никого критиковать. Для этого есть специально образованные люди. Просто, с моей точки зрения, у песни должна быть душа, песня должна быть такая, чтобы люди могли ее спеть в компании, под нее танцевать… Песня должна быть лекарством для души, с песней человек живет.
— Скажите, пожалуйста, с кем из музыкантов Вам особенно запомнилось сотрудничество? Даже дружба.
Среди моих достаточно близких друзей, которые к тому же, принимали участие в моих сольных концертах, были И. Д. Кобзон, наш великий артист и певец, А.Д. Дементьев, Ренат Ибрагимов. Сегодня, всегда рядом и Владимир Винокур, и Лев Лещенко, и Александр Серов… Добрые, давние отношения с Лолитой, Ларисой Долиной, М. Шуфутинским, Юрием Антоновым, он тоже приезжал на мой юбилейный концерт в Кремле в 2010 году. Поддерживаю хорошие отношения с Софией Ротару.
Проходит ли тема патриотизма через Ваше творчество?
Безусловно. Незадолго до своей кончины Иосиф Кобзон записал мои песни гражданской тематики: «За любимую Россию», «Прости, солдат», «Бессмертный полк». В записи песни «Отечество» приняли участие Л. Лещенко, А. Цой, группа «Русские», А. Глызин. Песни написаны давно, от души, и по совести.
И недавно у вас был концерт в городе Мелитополь.
Да, концерт был к наступающему Новому году.
— Какие Ваши впечатления от выступлений в Мелитополе, как встретила там публика, что Вас сподвигло вообще на организацию концерта?
Мелитополь — моя родная земля, там я родился, вырос, получил образование. Руководство Запорожской области и министр по молодежной политики пригласили меня принять участие в концерте, в преддверии наступающего Нового года. Встретили нас очень хорошо. Прекрасный зал, аппаратура, море внимания к нам.
— А публика?
Очень благодарная публика — мои дорогие земляки. Приезжали поклонники и из других городов, в частности, из Тулы. Встречали прекрасно, было много молодежи. После концерта стояла очередь за автографами и с просьбами сделать совместное фото.
— Какие песни особенно тепло встретили?
Я не мог бы выделить песни, которые встречали особенно тепло. Публика разогрелась уже с самого начала моего выступления. В программе были песни и гражданской тематики — «Бессмертный полк», «За любимую Россию» и др. Прозвучала и, практически новая песня, посвященная родному городу. А о восторженной реакции на известные хиты- и говорить нечего: «Бархатный сезон», «Я позвоню», «Бесконечность», «Давай попробуем вернуть». Уже не говоря, о любимой несколькими поколениями песни, «Новогодние игрушки».
— Отличается ли атмосфера концерта в Мелитополе от других городов?
В каких бы городах я не был, волнение перед предстоящим концертом, всегда огромное. Конечно же, в родном городе волнение и ответственность просто захлестывает.
— Такой вопрос еще. Как Вы считаете, насколько важны такие культурные мероприятия в текущей ситуации в маленьких городах?
Во-первых, Мелитополь — город совсем не маленький. И городам, особенно Мелитополю, Бердянску, Херсону, Донецку, конечно, нужны концерты, приносящие позитивные эмоции. Они очень нужны людям. Ведь давно сказано: «Когда звучит музыка — пушки молчат». Что касается моего родного города Мелитополя — я отдал ему и сердце, и душу. Благодарные зрители приходили после концерта и говорили: «Спасибо, что Вы о нас не забываете».
— Что бы Вы хотели пожелать всем жителям нашей страны?
Хочу пожелать всем жителям нашей страны, чтобы побыстрее наступил мир, чтобы всё хорошее, что задумано, и должно было произойти — свершилось. Чтобы воссоединились семьи и люди занялись мирным, созидательным трудом. И еще много новых песен о любви и дружбе! Потому что любовь спасет мир, а она — превыше всего!
— Спасибо вам огромное, Аркадий Дмитриевич, за интересное интервью. Вы человек – эпоха, человек – легенда. В свою очередь, я желаю Вам крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения, пусть Ваши песни звучат в веках. Ведь Вы, действительно, Народный артист России.
Источник: argumenti.ru